• Главная
  • Истории маяков рассказали в Актау
15:11, 8 мая 2016 г.

Истории маяков рассказали в Актау

Жизнь любого моряка невозможна без маяка. И это несмотря на то, что каждый корабль сейчас оснащен современным навигационным оборудованием, сообщает портал Огни Мангистау.

Но связь со спутником в любой момент может дать сбой, а вот надежные, проверенные временем маяки, ещё ни разу не подвели тех, кто в море. Вдоль казахстанского сектора Каспийского побережья расположены пять действующих путеводителей. Каждый из них сегодня не только указывает путь кораблям, но и представляет собой историческую ценность. 

– Здесь хранили дизельное топливо, здесь держали скот, там конюшня была. Здесь была ремонтно-восстановительная мастерская, – рассказывает и показывает капитан 2 ранга, начальник службы гидрографического обеспечения ВМС РК Мирхат Ерзин.

Он знает здесь каждый сантиметр. Уже четыре года мужчина возглавляет службу гидрографического обеспечения военно-морских сил Казахстана. Под его четким контролем на 5 маяках Мангистауской области сегодня несут службу опытные специалисты.
Верхний Тюб-Караганский маяк, пожалуй, один из самых старых в регионе. Его история насчитывает уже больше 150 лет. Расположен он на возвышенности Тюб-Караганского мыса.

– Данные здания, как этот маяк внесены в реестр исторических мест. Здесь как видите, все сохранилось в том виде, как и было раньше. Печь стоит, мы ее не трогаем, потому что здесь какие-либо ремонтные работы запрещены, – говорит Мирхат Ерзин.

Раньше смотрители маяков проживали здесь целыми семьями. Жилой дом, склады, сараи и другие постройки, все обнесено каменными стенами. Ведь захватчики любили бывать в этих краях. Про славные бои здесь ходят целые легенды. Местные жители не преминут рассказать вам, что в 1929 году маяк подвергся вооруженному нападению. Пули повредили оптику, в тамбуре были выбиты полизольная линза и диоптрические элементы. А потом обязательно покажут те самые выбоины на стене, оставленные бандитскими пулями.

– Этим стенам уже больше полутора века. Но, несмотря на их древность, этот маяк остается одним из главных указателей морского пути. Об исторической ценности здесь напоминает буквально все. Если посмотреть на эту табличку, то можно понять, что это осветительное оборудование привезли из Парижа в 1874 году. И хоть сейчас оно не функционирует, потому что его сменило более новое и современное, но все же если понадобится, то этот маяк сможет освещать путь как и в прежние времена, – говорит Мирхат Ерзин, проводя нас на самый верх маячной башни.

Вот она святая святых. Именно здесь открывается шикарный вид на Тюб-Караганскую бухту. Сегодня старый дизельный фонарь сменили новые светодиодные лампы. Они работают автоматически. Раньше свет зажигали вручную. К слову, новые фонари на всех пяти маяках заменили еще в 2011 году. А вот сами сооружения трогать не стали, ведь сегодня некоторые из них являются настоящими архитектурными и историческими реликвиями Казахстана и входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Впрочем, здешние маяки являются не только архитектурной и исторической ценностью, но и продолжают нести службу по своему прямому предназначению. И хотя современным кораблям не страшны водовороты Тюб-Караганского залива, подстерегавшие рыбаков сто пятьдесят лет назад, маяки продолжают служить им путеводной звездой, в том числе и транзитным судам. Не менее интересно оказаться и на нижнем Тюб-Караганском маяке. Он моложе своего предшественника на один год. Расположен в самом селе Баутино. Тут тоже остались хозяйственные постройки и ледник, где хранили продукты.

Несмотря на современную навигацию сегодня ни один моряк не представляет своей жизни без маяка. Ведь все, что работает через спутник, не так надежно, как эти вековые каменные башни.

– Для нас важны маяки. В случае необходимости, если бывают внештатные ситуации в море, GPS может выйти из строя, дать нам не ту информацию о местонахождении корабля. Для этого и существуют береговые ориентиры. Это маяки, знаки, буи и тому подобное. Все маяки очень важны в основном для обеспечения безопасности мореплавания. При отключении спутниковой связи и радиолокационных систем любой корабль берет ориентир с маяков, – говорит исполняющий обязанности командира военно-артиллерийского корабля «Сарыарка» Баургали Имашев.

Еще одному маяку – Кызылозенскому сегодня почти 60 лет. Сегодня здесь трудится представитель редкой и единственной в Казахстане профессии.

Амангелди Утесбаев служитель маяка и потомок целой династии маячников. Его родители поселились на Кызылозенском маяке три десятка лет назад. Сегодня отца и брата уже нет в живых. Мать вышла на заслуженный отдых и уехала в город. А вот сам Амангелди с женой и детьми продолжает почетный путь своих родителей.

– Я здесь родился. И не представляю своей жизни в другом месте. Этот маяк для меня дорог, как память о моих близких и, не только. Наверное, у меня в крови любовь к морским просторам. Я горжусь, что являюсь представителем такой редкой и древней профессии. Думаю, мои дети тоже пойдут по моим стопам, – говорит начальник маяка Кызылозен Амангелди Утебаев.

Еще один маяк – Песчаный расположен совершенно в другой стороне от первых трех, недалеко от села Курык. Ему сегодня исполнилось уже 60 лет. Но все же одним из самых интересных считается маяк Меловой. Ему чуть больше полувека. Установлен он на крыше 10-этажного жилого дома в Актау и находится на 73 метра над уровнем моря. Говорят, это первый маяк в мире, который украсил жилой дом. Сегодня он не только одна из главных достопримечательностей, которую показывают каждому туристу, но и действующий путеводитель для кораблей, заходящих в актауский морской порт. Старое оборудование здесь сменили на новый светодиодный фонарь. И хоть он в несколько раз сильнее своего предшественника, предыдущий маячок до сих пор в рабочем состоянии и считается резервным.

Сегодня все пять маяков Казахстана работают в штатном режиме.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#маяк #актау #инактау #казахстан
Объявления
live comments feed...