Грузы через порт Актау проходят медленно

В России с 1 января 2016 года вступил в силу запрет на ввоз некоторых видов сельхозсырья и продовольствия из Турции. В связи с этим все товары, поставляемые из Турции в Казахстан и страны Центральной Азии, начали провозить в обход России — по Каспийскому морю через международный морской порт Актау.

Вместе с тем после указа президента России Владимира Путина о прекращении действия договора о зоне свободной торговли с Украиной, с января этого года поставки товаров из Украины в Центральную Азию теперь идут по территории Грузии и Азербайджана через морской порт Актау. Однако водители грузовиков недовольны тем, что путь стал длиннее, а перевозки обходятся дороже.

Водители, занимающиеся перевозкой товаров из Турции и Грузии в Кыргызстан и Костанайскую область, жалуются Азаттыку на возросшие препятствия при оформлении грузов в морском порту Актау, на то, что им приходится ожидать неделями окончания этого процесса.

Водитель из Кыргызстана по имени Мурат говорит, что, несмотря на наличие у него специального документа TIR Carnet (книжка международных перевозок), предназначенного для упрощения процедуры пересечения границ, на таможенном посту в морском порту Актау его «обязывают взять охрану для сопровождения груза и за это просят дополнительную плату».

— Согласно TIR Carnet, если стоимость груза не превышает 50 тысяч долларов США, груз должен оформляться без каких-либо препятствий. Однако, несмотря на то что стоимость моего товара составляет 20 тысяч долларов, мне говорят [на таможенном посту], что я обязан ездить со специальной охраной, — говорит Мурат. 

Репортер Азаттыка выяснила, что на таможенном посту в порту на каждые десять грузовиков выделяют по одной машине с охраной. За услуги конвоя, который сопровождает грузовики до следующего областного таможенного поста, с водителей взимают плату в размере 2,5 евро за километр. Например, стоимость услуги таможенной охраны на транспорте от Актау до Атырау составляет 385 евро, от Атырау до Уральска — 187 евро. По словам Мурата, за услуги таможенной охраны (состав охранников сменяется на каждом посту, а на пути из Казахстана в Кыргызстан — шесть-семь таможенных постов) по сопровождению его груза до Кыргызстана он должен заплатить около тысячи евро. Мурат не единственный, кто столкнулся с такого рода препятствиями. По этой же причине вместе с ним в порту задерживаются еще шесть водителей. Среди них есть водители, следующие из Грузии, которые на протяжении 11 дней не могут оформить документы.

СКАНДАЛ ИЗ-ЗА ПЛАТЫ ЗА ОХРАНУ

Недовольные ситуацией в морском порту Актау водители на встрече с начальником таможенного поста. Январь 2016 года.

Начальник таможенного поста в морском порту Актау Талгат Каримов. Январь 2016 года.

Репортер Азаттыка и недовольные ситуацией водители встретились с начальником таможенного поста в морском порту Актау Талгатом Каримовым. Каримов пояснил, что дополнительная плата за охрану (официально — «сопровождение») взимается согласно правилам, которые установлены не органами таможенного контроля.

По словам начальника таможенного поста, в соответствии с постановлением комитета государственных доходов от 7 октября 2015 года, все грузоперевозки до Кыргызстана через Казахстан осуществляются при таможенном сопровождении.

— Грузы, поставляемые в Казахстан, оформляются в соответствии с имеющимися на руках документами. Грузоперевозки в Кыргызстан осуществляются при таможенном сопровождении согласно решению департамента государственных доходов, принятому в соответствии с постановлением таможенной комиссии, — говорит начальник таможенного поста.

По словам Талгата Каримова, со стороны службы таможенного оформления никаких препятствий нет.

— Все документы оформляются в течение 5–10 минут. Грузоперевозки в Кыргызстан осуществляются при таможенном сопровождении, потому что некоторые товары, не доезжая до Кыргызстана, остаются в Казахстане, — заявляет Каримов.

Начальник таможенного поста в морском порту Актау Талгат Каримов. Январь 2016 года.

Начальник таможенного поста в морском порту Актау Талгат Каримов. Январь 2016 года.

Водитель по имени Ильяр, который везет груз из Турции в Кыргызстан, считает такие опасения напрасными, поскольку груз, как он говорит, не может остаться в Казахстане, когда у него на руках имеются специальные документы TIR Carnet.

— TIR Carnet выдается на определенный срок, за это время мы должны успеть доставить товар. Мы прошли через Европу, Беларусь, Азербайджан и ни с какими препятствиями не сталкивались. Если какой-то груз не доезжает до Кыргызстана, то почему мы все должны страдать из-за этого? — возмущается водитель. 

В ответ на эти доводы Ильяра начальник таможенного поста в морском порту Актау лишь разводит руками.

— Этот вопрос задайте таможне Кыргызстана. Они не предоставляют нам электронный отчет о доставке товаров, — говорит Талгат Каримов.

Каримов отметил, что им также нелегко отправлять сотрудников таможни сопровождать кыргызстанские грузовики до границы области, иной раз командировки затягиваются на месяцы.

Долгие споры с таможенниками не дали никаких результатов, и водители, следующие из Турции и Грузии, договорились оплатить услуги таможенного сопровождения в складчину. Они сообщили репортеру Азаттыка, что услуги по охране до Атырау в размере 385 евро оплатили, разделив эту сумму на всех водителей.

— Среди нас есть те, кто везет скоропортящиеся товары. Например, у меня — фрукты и ягоды. Я не знаю, какую часть товара довезу, — говорит Ильяр.

«САМАЯ НАСТОЯЩАЯ КОРРУПЦИЯ»

Водители также пожаловались на отсутствие элементарных условий в морском порту Актау. Ахмет Памбух, перевозящий товар из Турции в Кыргызстан, возмущен ситуацией.

Таможенный пост в морском порту Актау. Январь 2016 года.
Таможенный пост в морском порту Актау. Январь 2016 года.

— Я нахожусь здесь пятый день. Очень устал. Нет ни туалета, ни душевых, ни кафе. За простаивание машины платим 3 220 тенге в день. В Баку платишь семь долларов и можешь стоять сколько хочешь, к тому же там созданы все условия, — говорит Ахмет.

Репортер Азаттыка оказалась первым журналистом, интересующимся положением задержавшихся в порту водителей. Ахмет пожаловался и перечислил все проблемы, с которыми сталкивается в порту.

— В Турции мы десять раз взвешивали машину, проблем нет. В Актау те, кто взвешивает массу грузов, днем и ночью караулят окрестности таможенного поста. Даже при отсутствии проблем после взвешивания нужно отдать 100 долларов, иначе могут оштрафовать, — рассказывает водитель.

Водитель Ильяр говорит, что по прибытии в Кыргызстан он обратится с жалобой в связи с препятствиями, причиненными в Казахстане.

— В Европе, когда на пароме доезжаешь до порта и если вдруг заканчивается топливо, можно заплатить и заправиться на станции. А здесь просишь заправиться, а у тебя просят еще 100 долларов. Самая настоящая коррупция, — говорит Ильяр.

Репортер Азаттыка обратилась к начальнику управления корпоративного развития международного морского порта Актау Елене Погосовой за комментариями в связи с жалобами водителей. Однако начальник управления предложила направить письменный запрос.

— Вчера из министерства приехали люди. Мы встречаемся с консулами. Так как у нас международные стандарты, они должны соблюдаться. Направьте письменный запрос, — говорит Погосова.

Когда репортер Азаттыка упомянула в разговоре с Еленой Погосовой рассказы водителей о достоинствах порта Баку и дешевых тарифах, она лаконично ответила:

— Мы не можем равняться на другие страны. Направьте письменный запрос.

Ранее международные грузы из Украины в Казахстан поставлялись по направлению Яготин — Красное — Семиглавый Мар, теперь с закрытием российского транзитного маршрута поставляются через Ильичевск — Батуми — Баку — Актау. Согласно данным таможенного поста в порту Актау, большую часть товаров составляют кондитерские изделия и мебель. По транспортному коридору от Ильичевска до Китая пока грузов не было. Отправляются лишь демонстрационные рейсы с пустыми вагонами, чтобы проверить качество дорог, протяженность, выяснить соответствующие тарифы. Порт в день принимает 30–­35 грузовиков и один-два парома. Однако прежде были периоды, когда порт принимал до 80–100 грузовиков в день.

Актауский порт, расположенный на восточном побережье Каспийского моря, — единственный морской порт Казахстана, предназначенный для международных перевозок различных грузов, нефтесырья и нефтепродуктов. Порт был построен в 1963 году для транспортировки продукции урановой промышленности и нефтяных месторождений Мангышлакского региона. 100 процентов акций Актауского международного морского торгового порта принадлежат холдингу «Самрук-Казына», они переданы в доверительное управление национальной компании «Казахстан темир жолы».

Радио Азаттык
грузы каспий актау медленно проходят
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Раскрытие темы
(0 оценок)
220 просмотров в июле
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Криминал
По данным «Карты уголовных правонарушений» с 15 по 21 июля в городе было совершено 33 преступления, среди которых тяжкие, передает инАктау. С понедельника по воскресенье в городе и пригороде зарегистрировано 19 краж, одно мелкое хищение, два мошенничества и четыре хулиганства. 18 июля, на промышленной зоне колонии №69 зарегистрирован факт по статье «Доведение до самоубийства». Также на неделе совершено одно изнасилование.
Общество
По данным синоптиков, в городе будет солнечно и жарко. В воскресенье, 21 июля, температура воздуха в Актау днём +35 +37 градусов Цельсия, ночью до +26 градусов тепла. Ясно, без осадков. Ветер д 4 метров в секунду. Температуру воды в море смотрите на сайте инАктау.
Происшествия
По предварительной версии, граната взорвалась из-за того, что военнослужащий нарушил меры безопасности, передает инАктау со ссылкой на informburo.kz. По информации начальника департамента информации и коммуникаций Министерства обороны РК Данияра Альжанова, в результате ЧП пострадали два человека. Один из них находится в Мангистауской областной больнице. Ему ампутировали руку и удалили глаз. Второй призывник, по информации пресс-службы облздрава МО, получил...
Происшествия
Инцидент произошел 17 июля на полигоне в селе Бейнеу (Мангистауская область). Военнослужащий части № 99116 Сергей Кошелев во время учений подорвался на гранате, передает инАктау. В управлении здравоохранения Мангистауйской области сообщили, что из посёлка Бейнеу в крайне тяжёлом состоянии с травматическим шоком, с тяжелейшими травмами правой стороны всего тела в приёмный покой Мангистауской областной больницы был доставлен призывник. «Врачи больницы в экст...
Здоровье
В Актау начнут работу по рыхлению пляжа с понедельника при помощи техники. Об этом сообщил Кайрат Акыбаев, руководитель городского отдела ЖКХ. Средства на перекопку выделяться не будут, эти работы выполнит ТОО «Тазалык», занимающееся санитарной очисткой города, передает инАктау. "Компания раз в неделю, когда на море не будет отдыхающих, будет разрыхлять песок на пляже. Мы задействуем две единицы техники и 20 человек", - сообщил Кайрат Акыбаев. Представител...
Общество
По данным синоптиков, в городе сохраниться жара. В субботу, 20 июля, температура воздуха в Актау днем +35+37 градусов Цельсия, ночью до +25 градусов тепла. Солнечно, без осадков. Ветер до 10 метров в секунду. Температуру воды в Каспийском море смотрите на сайте инАктау.
Культура
О том, как провести эти выходные, читайте в обзоре от инАктау. Дату, время и место проведения мероприятий смотрите в разделе "Афиша" сайта. 20 июля Туризм. Турагентство "Турист" приглашает любителей путешествий на отдых в живописном каньоне Тамшалы, где можно увидеть, как плачет камень и послушать легенду о нем. Другое. Полицейские Актау проведут акцию "Приемная на дороге", на которой жители смогут задать интересующие вопросы. Горожан в 10:00 часов примут...
Общество
В МВД объяснили необходимость введения отдельных паспортов для детей, передает Tengrinews.kz.  Ранее жительница Алматы Роза Есенкулова опубликовала в соцсети пост, в котором рассказала о распространении искаженной информации, касательно введения отдельных паспортов для детей. По словам Есенкуловой, осенью 2018 года МВД раньше положенного объявило о том, что с 1 января 2019 года всем детям, выезжающим за рубеж (с родителями или без значения не имеет) необх...
Общество
Плацкартные вагоны сообщения "Алматы-Мангистау" оснащены кондиционерами, холодильниками, микроволновой печью для комфортной поездки пассажиров, передает инАктау со ссылкой на Today.kz. Плацкартные вагоны изготовлены на заводе "Тулпар-Тальго" по российской технологии. В каждом из них по 54 спальных места. В них предусмотрены кондиционеры с фильтрами для обеззараживания и очистки воздуха, система видеонаблюдения из шести камер, расположенных в купе проводник...
Ответственный за раздел
Светлана Антонова
Журналисты сайта InAktau.kz всегда на связи.

Пишите нам, звоните, сообщайте о городских новостях и событиях - мы надеемся, что с Вашей помощью горожане узнают о жизни Актау больше.

Вместе с Вами мы сделаем наш город лучше!

Редактор - InAktau.kz:
news@inaktau.kz
+7(777) 22-22-105