Грузы через порт Актау проходят медленно

В России с 1 января 2016 года вступил в силу запрет на ввоз некоторых видов сельхозсырья и продовольствия из Турции. В связи с этим все товары, поставляемые из Турции в Казахстан и страны Центральной Азии, начали провозить в обход России — по Каспийскому морю через международный морской порт Актау.

Вместе с тем после указа президента России Владимира Путина о прекращении действия договора о зоне свободной торговли с Украиной, с января этого года поставки товаров из Украины в Центральную Азию теперь идут по территории Грузии и Азербайджана через морской порт Актау. Однако водители грузовиков недовольны тем, что путь стал длиннее, а перевозки обходятся дороже.

Водители, занимающиеся перевозкой товаров из Турции и Грузии в Кыргызстан и Костанайскую область, жалуются Азаттыку на возросшие препятствия при оформлении грузов в морском порту Актау, на то, что им приходится ожидать неделями окончания этого процесса.

Водитель из Кыргызстана по имени Мурат говорит, что, несмотря на наличие у него специального документа TIR Carnet (книжка международных перевозок), предназначенного для упрощения процедуры пересечения границ, на таможенном посту в морском порту Актау его «обязывают взять охрану для сопровождения груза и за это просят дополнительную плату».

— Согласно TIR Carnet, если стоимость груза не превышает 50 тысяч долларов США, груз должен оформляться без каких-либо препятствий. Однако, несмотря на то что стоимость моего товара составляет 20 тысяч долларов, мне говорят [на таможенном посту], что я обязан ездить со специальной охраной, — говорит Мурат. 

Репортер Азаттыка выяснила, что на таможенном посту в порту на каждые десять грузовиков выделяют по одной машине с охраной. За услуги конвоя, который сопровождает грузовики до следующего областного таможенного поста, с водителей взимают плату в размере 2,5 евро за километр. Например, стоимость услуги таможенной охраны на транспорте от Актау до Атырау составляет 385 евро, от Атырау до Уральска — 187 евро. По словам Мурата, за услуги таможенной охраны (состав охранников сменяется на каждом посту, а на пути из Казахстана в Кыргызстан — шесть-семь таможенных постов) по сопровождению его груза до Кыргызстана он должен заплатить около тысячи евро. Мурат не единственный, кто столкнулся с такого рода препятствиями. По этой же причине вместе с ним в порту задерживаются еще шесть водителей. Среди них есть водители, следующие из Грузии, которые на протяжении 11 дней не могут оформить документы.

СКАНДАЛ ИЗ-ЗА ПЛАТЫ ЗА ОХРАНУ

Недовольные ситуацией в морском порту Актау водители на встрече с начальником таможенного поста. Январь 2016 года.

Начальник таможенного поста в морском порту Актау Талгат Каримов. Январь 2016 года.

Репортер Азаттыка и недовольные ситуацией водители встретились с начальником таможенного поста в морском порту Актау Талгатом Каримовым. Каримов пояснил, что дополнительная плата за охрану (официально — «сопровождение») взимается согласно правилам, которые установлены не органами таможенного контроля.

По словам начальника таможенного поста, в соответствии с постановлением комитета государственных доходов от 7 октября 2015 года, все грузоперевозки до Кыргызстана через Казахстан осуществляются при таможенном сопровождении.

— Грузы, поставляемые в Казахстан, оформляются в соответствии с имеющимися на руках документами. Грузоперевозки в Кыргызстан осуществляются при таможенном сопровождении согласно решению департамента государственных доходов, принятому в соответствии с постановлением таможенной комиссии, — говорит начальник таможенного поста.

По словам Талгата Каримова, со стороны службы таможенного оформления никаких препятствий нет.

— Все документы оформляются в течение 5–10 минут. Грузоперевозки в Кыргызстан осуществляются при таможенном сопровождении, потому что некоторые товары, не доезжая до Кыргызстана, остаются в Казахстане, — заявляет Каримов.

Начальник таможенного поста в морском порту Актау Талгат Каримов. Январь 2016 года.

Начальник таможенного поста в морском порту Актау Талгат Каримов. Январь 2016 года.

Водитель по имени Ильяр, который везет груз из Турции в Кыргызстан, считает такие опасения напрасными, поскольку груз, как он говорит, не может остаться в Казахстане, когда у него на руках имеются специальные документы TIR Carnet.

— TIR Carnet выдается на определенный срок, за это время мы должны успеть доставить товар. Мы прошли через Европу, Беларусь, Азербайджан и ни с какими препятствиями не сталкивались. Если какой-то груз не доезжает до Кыргызстана, то почему мы все должны страдать из-за этого? — возмущается водитель. 

В ответ на эти доводы Ильяра начальник таможенного поста в морском порту Актау лишь разводит руками.

— Этот вопрос задайте таможне Кыргызстана. Они не предоставляют нам электронный отчет о доставке товаров, — говорит Талгат Каримов.

Каримов отметил, что им также нелегко отправлять сотрудников таможни сопровождать кыргызстанские грузовики до границы области, иной раз командировки затягиваются на месяцы.

Долгие споры с таможенниками не дали никаких результатов, и водители, следующие из Турции и Грузии, договорились оплатить услуги таможенного сопровождения в складчину. Они сообщили репортеру Азаттыка, что услуги по охране до Атырау в размере 385 евро оплатили, разделив эту сумму на всех водителей.

— Среди нас есть те, кто везет скоропортящиеся товары. Например, у меня — фрукты и ягоды. Я не знаю, какую часть товара довезу, — говорит Ильяр.

«САМАЯ НАСТОЯЩАЯ КОРРУПЦИЯ»

Водители также пожаловались на отсутствие элементарных условий в морском порту Актау. Ахмет Памбух, перевозящий товар из Турции в Кыргызстан, возмущен ситуацией.

Таможенный пост в морском порту Актау. Январь 2016 года.
Таможенный пост в морском порту Актау. Январь 2016 года.

— Я нахожусь здесь пятый день. Очень устал. Нет ни туалета, ни душевых, ни кафе. За простаивание машины платим 3 220 тенге в день. В Баку платишь семь долларов и можешь стоять сколько хочешь, к тому же там созданы все условия, — говорит Ахмет.

Репортер Азаттыка оказалась первым журналистом, интересующимся положением задержавшихся в порту водителей. Ахмет пожаловался и перечислил все проблемы, с которыми сталкивается в порту.

— В Турции мы десять раз взвешивали машину, проблем нет. В Актау те, кто взвешивает массу грузов, днем и ночью караулят окрестности таможенного поста. Даже при отсутствии проблем после взвешивания нужно отдать 100 долларов, иначе могут оштрафовать, — рассказывает водитель.

Водитель Ильяр говорит, что по прибытии в Кыргызстан он обратится с жалобой в связи с препятствиями, причиненными в Казахстане.

— В Европе, когда на пароме доезжаешь до порта и если вдруг заканчивается топливо, можно заплатить и заправиться на станции. А здесь просишь заправиться, а у тебя просят еще 100 долларов. Самая настоящая коррупция, — говорит Ильяр.

Репортер Азаттыка обратилась к начальнику управления корпоративного развития международного морского порта Актау Елене Погосовой за комментариями в связи с жалобами водителей. Однако начальник управления предложила направить письменный запрос.

— Вчера из министерства приехали люди. Мы встречаемся с консулами. Так как у нас международные стандарты, они должны соблюдаться. Направьте письменный запрос, — говорит Погосова.

Когда репортер Азаттыка упомянула в разговоре с Еленой Погосовой рассказы водителей о достоинствах порта Баку и дешевых тарифах, она лаконично ответила:

— Мы не можем равняться на другие страны. Направьте письменный запрос.

Ранее международные грузы из Украины в Казахстан поставлялись по направлению Яготин — Красное — Семиглавый Мар, теперь с закрытием российского транзитного маршрута поставляются через Ильичевск — Батуми — Баку — Актау. Согласно данным таможенного поста в порту Актау, большую часть товаров составляют кондитерские изделия и мебель. По транспортному коридору от Ильичевска до Китая пока грузов не было. Отправляются лишь демонстрационные рейсы с пустыми вагонами, чтобы проверить качество дорог, протяженность, выяснить соответствующие тарифы. Порт в день принимает 30–­35 грузовиков и один-два парома. Однако прежде были периоды, когда порт принимал до 80–100 грузовиков в день.

Актауский порт, расположенный на восточном побережье Каспийского моря, — единственный морской порт Казахстана, предназначенный для международных перевозок различных грузов, нефтесырья и нефтепродуктов. Порт был построен в 1963 году для транспортировки продукции урановой промышленности и нефтяных месторождений Мангышлакского региона. 100 процентов акций Актауского международного морского торгового порта принадлежат холдингу «Самрук-Казына», они переданы в доверительное управление национальной компании «Казахстан темир жолы».

Радио Азаттык
грузы каспий актау медленно проходят
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
225 просмотров в январе
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Общество
В Актауском городском отделе регистрации браков назвали самые популярные имена среди новорожденных мальчиков и девочек в 2019 году, передает инАктау. Среди девочек преобладают достаточно короткие имена: Райана, Каусар, Айзере, Айяла, Асылым, Айым, Айару, Айша и Ясина. Как отметили специалисты в городском отделе регистрации браков, если раньше среди мальчиков было популярно имя Нурсултан, то теперь сыновей так называют редко. Самые распространенные имена но...
Культура
Сегодня кинотеатры Актау представили пять новых фильмов: "Марафон желаний", "Плохие парни навсегда", "Под водой", "Шырақты (Хранитель)" и "Так близко к горизонту", передает инАктау. Репертуар всех кинотеатров города смотрите в разделе "Афиша" сайта. Марафон желаний – в центре сюжета фильма Марина, которая мечтает о счастливом замужестве и создании семьи. Девушка, заручившись поддержкой подруги, отправляется из родного Воронежа в Ханты-Мансийск, чтобы верну...
Экология
Несмотря на все усилия правоохранительных органов, пограничных служб, экологов и сотрудников инспекции животного мира, каспийский осетр вымирает, передает инАктау со ссылкой на телеканал Мангистау. Главной причиной сокращения популяции краснокнижной рыбы специалисты называют браконьерство. Только за прошлый год у браконьеров было изъято более десяти тонн рыбы. С начала 2020 года у нарушителей уже изъято полтонны осетровых. Еще каких-то 20 лет назад в Каспи...
Общество
Суд освободил подсудимого от уголовного наказания в связи с примирением сторон, передает инАктау. Из материалов дела стало известно, что водитель автомобиля "Opel Vectra" нарушил правила 10.1. ПДД РК (Скорость движения) и сбил несовершеннолетнего ребенка. На суде стороны примирились в порядке медиации, из-за чего суд освободил подсудимого от уголовной ответственности. Напомним, похожая ситуация сложилась и в Актау. Тут родные насмерть сбитого на «зебре» пе...
Здоровье
Из-за распространяющего в КНР нового вида пневмонии, вызванного коронавирусом 2019-nCoV, специалисты департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг Актау совместно с руководством международного аэропорта предпринимают ряд действий для того, чтобы обезопасить людей, передает инАктау. По информации Асимы Жарылгасовой, руководителя департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг Актау, 24 января среди работников аэропорта проведут...
Общество
Не все знают, что помимо новостного раздела на сайте inAktau.kz есть множество дополнительных услуг и инструментов, которые не только интересны, но и очень полезны пользователям. Например, наш раздел «Работа» облегчит не только поиски вакансий соискателям, но и поможет найти работодателю именно своего сотрудника. Для соискателей Воспользовавшись нашим разделом «Работа», вам не придется ломать голову над тем, как грамотно составить резюме – тут уже есть уже...
Происшествия
Антикоррупционная служба совместно с собственной безопасностью МВД в ряде регионов, в том числе в Мангистауской области, пресекла факты коррупции со стороны сотрудников органов внутренних дел. Об этом сообщает пресс-служба ведомства, передает инАктау. Следствие ведется в отношении начальника отдела службы пробации Мунайлинского района регионального ДУИС, которого подозревают в получении взятки от осужденного, находящегося на учете в учреждении. По предвари...
Общество
24 января городское управление полиции приглашает жителей областного центра на общественные слушания по вопросам ограничения времени работы в ночное время кафе, ночных клубов и других увеселительных заведений, расположенных на территории города. Об этом сообщает пресс-служба акима Актау, передает инАктау. "Приглашаем вас принять участие, выразить свое мнение и предложения по данному вопросу", - сказано в сообщении. Мероприятие пройдет в 15:00 часов в КДК и...
Общество
Служба пробации Актау и благотворительный фонд "Мы люди, мы вместе" заключили меморандум о сотрудничестве, по которому осужденным будут оказывать социальную помощь, передает инАктау. По словам директора благотворительного фонда Имангазы Досмуханбетова, от городской службы пробации будет предоставляться список осужденных, нуждающихся в поддержке. "Получателей помощи будут тщательно отбирать, формировать список, который передадут нам. Мы со своей стороны буд...
Ответственный за раздел
Светлана Антонова
Журналисты сайта InAktau.kz всегда на связи.

Пишите нам, звоните, сообщайте о городских новостях и событиях - мы надеемся, что с Вашей помощью горожане узнают о жизни Актау больше.

Вместе с Вами мы сделаем наш город лучше!

Редактор - InAktau.kz:
news@inaktau.kz
+7(777) 22-22-105