• Главная
  • За что мы платим: у высоких тарифов на комуслуги в Актау есть причины
09:56, 14 февраля 2019 г.

За что мы платим: у высоких тарифов на комуслуги в Актау есть причины

За что мы платим: у высоких тарифов на комуслуги в Актау есть причины

Жители Актау из своего кармана оплачивают содержание и обслуживание атомного реактора,  работа которого была остановлена 20 лет назад, передает time.kz.

Выяснилась эта пикантная подробность только недавно, когда возник скандал с ростом тарифов на электроэнергию. В ходе своего расследования инициативная группа жителей и неправительственные организации региона выяснили, что на тариф (который, к слову, является одним из самых высоких в республике) влияют не только цены на газ, но и затраты на содержание атомного реактора. И если со стоимостью газа в регионе все более или менее понятно, то информация о затратах на атомный реактор оказалась недоступной.

На протяжении многих лет информация по атомному реактору была закрытой. Однако несколько месяцев назад актаусцы, к своему немалому удивлению, узнали, что все затраты на содержание и обслуживание атомного реактора возложены на их плечи. Проще говоря, они включены в тарифы на электроэнергию.

Проблему необоснованного начисления средств подняли 17 неправительственных организаций региона, обратившись с письмом к акиму и прокурору области. Аналогичное письмо они отправили министру национальной экономики Тимуру Суйлеменову и министру энергетики Канату Бозумбаеву.

В обращении, в частности, указано, что на содержание атомного реактора БН-350 ежегодно требуется более 1,3 миллиарда тенге. Так, в 2016 году затраты предусматривались в размере 1 076 814 000 тенге, в 2017-м - 203 014 000 тенге, а в 2018-м - 1 203 478 000 тенге. Но о фактических затратах за указанные периоды ТОО “МАЭК-Казатомпром” никакой информации не предоставляет.

По словам общественного активиста Мухтара Умбетова, для покрытия этих затрат предусмотрены другие источники.

«Существует постановление правительства от 22 апреля 1999 года “О выводе из эксплуатации реактора БН-350 в городе Актау Мангистауской области”. В нем говорится, что финансирование осуществляется по ежегодным сметам, исходя из затрат, определенных проектом. В соответствии с исполнительным договором между Академией наук Казахстана и Министерством энергетики Соединенных Штатов Америки “Относительно долговременного размещения ядерных материалов БН-350” от 18 ноября 1997 года финансирование по отдельным направлениям работы обеспечивает американская сторона. В постановлении правительства было определено, что в 1999 году покрытие расходов, связанных с поддержанием в безопасном состоянии и выводом из эксплуатации реактора БН-350 в размере 555 миллионов тенге осущест­вляется за счет американской стороны», - говорит Умбетов.

Известный в регионе правозащитник проработал в ТОО “МАЭК-Казатомпром” 24 года. В 1997 году он возглавлял профсоюз этого предприятия и не понаслышке знаком с финансовой стороной.

«В те времена работникам МАЭК не выплачивали зарплату, однако те, кто работал на БН-350, стабильно ее получали. Значит, финансирование было, а сейчас нам говорят, что якобы денег на содержание реактора нет. Мы пытались выяснить, сколько выделяла американская сторона и до какого периода. Но нам не предоставляют никаких данных. В прошлом году мы обратились с письмом в американское посольство. Пока ответа не получили», - поясняет Умбетов.

С аналогичным вопросом к ТОО “МАЭК-Казатомпром” обратилось и общественное объединение по защите прав потребителей Мангистауской области. Однако и ему не предоставили никакой информации. В октябре прошлого года эта организация подала в экономический суд иск к ТОО “МАЭК-Казатомпром”.

«Мы подали иск о нарушении прав неопределенного круга потребителей на приобретение электроэнергии в соответствии с затратами на ее производство и потребовали исключить их из тарифной сметы. Однако суд в иске нам отказал, мотивируя тем, что наше общество не наделено полномочиями по взысканию убытков в пользу неопределенного круга потребителей», - рассказала председатель общественного объединения по защите прав потребителей Никар Рафикова.

Общественники и гражданские активисты обращались также в антимонопольный комитет.

«Когда эта тема поднялась, я попыталась выяснить, какая доля на содержание реактора заложена в тариф на электро­энергию. В антимонопольном комитете мне ответили, что они не утверждают тариф на производство электроэнергии, поэтому неизвестно, какие затраты и в каком объеме заложены. Нигде нет информации о сметах, расходах, что входит в тариф и сколько. Скорее всего, высокий тариф из-за содержания атомного реактора, - считает представитель инициативной группы жителей Актау Лариса Перминова.

Заместитель руководителя департамента комитета по регулированию естественных монополий и прав потребителей Мангистауской области Бахыт Бекмуратовподтвердил данную информацию:

«Тариф на производство электроэнергии утверждает Министерство энергетики. Именно в это ведомство компания предоставляет свою калькуляцию затрат. Мы утверждаем и регулируем тарифы только для энергопередающих предприятий. Как мне известно, на данный момент информации о затратах на содержание атомного реактора в открытом доступе нет».

Зато есть информация о том, что еще в 2007 году финансированием консервации реактора занималась американская сторона. В 2007 году Петр Назаренко, занимавший тогда должность первого заместителя генерального директора ТОО “МАЭК-Казатомпром”, на одной из пресс-конференций заявлял, что вся деятельность по выводу из эксплуатации реактора БН-350 выполняется под эгидой МАГАТЭ при финансовой, технической и организационной поддержке США.

Для сравнения: в 2007 году тариф ТОО “МАЭК-Казатомпром” на электроэнергию составлял 3,48 тенге (без НДС), в 2019-м - 11,64 тенге (без НДС).

Несомненно, власти региона в курсе сложившейся ситуации. Более того, есть протокол по итогам поездки премьер-министра Бакытжана Сагинтаева в Мангистаускую область от 26 октября 2017 года. В этом документе среди поднятых проблем есть вопрос вывода из тарифа электроэнергии для населения ежегодных затрат на содержание реактора БН-350. Проблему поручили решить министерствам национальной экономики и энергетики совместно с АО “НАК “Казатомпром” и акиматом Мангистауской области.

Тем временем высокий тариф на электроэнергию связан не только с затратами на атомный реактор. Около 65 процентов в сумме тарифа составляет цена на газ, который поставляет АО “КазТрансГаз Аймак”. При этом многие неправительственные организации придерживаются мнения, что тарифы выросли именно с приходом АО “КазТрансГаз Аймак” на газовый рынок.

До новой компании главным газовым поставщиком было АО “Актаугазсервис” (АГС), которому принадлежало 89 процентов газовых сетей. В свою очередь АГС находился в собственности ТОО “МАЭК-Казатомпром”. Основной поставщик энергоресурсов Мангистауской области (МАЭК) еще в 2004 году приобрел имущественный комплекс АГС на аукционе по продаже конкурсной массы предприятий-банкротов ЗАО “Актаугаз” и ОАО “Батыстрансгаз”. Однако в 2012 году АО “КазТрансГаз Аймак” выкупило акции АГС, хотя тогда крупные компании региона признавали, что данная сделка в дальнейшем обернется для потребителей неизбежным ростом тарифов на все энергоресурсы. Против этой сделки выступали и власти региона.

Бауржан Мухамеджанов, руководивший областью на тот момент, обращался к председателю правления АО “ФНБ “Самрук-Ка­зына” Умирзаку Шукееву с письмом, в котором писал: “…отчуждение акций АГС в пользу АО “КазТрансГаз Аймак” может нанести непоправимый ущерб ТОО “МАЭК-Казатомпром”, привести к возникновению перебоев в газо-, водо-, тепло- и энергоснабжении региона, значительному росту тарифов на коммунальные услуги для населения, а также дальнейшему росту протестного потенциала, осложнению социально-экономической обстановки.

Учитывая технологическую, функциональную и экономическую взаимосвязь МАЭК и АГС, их социальную значимость, считаю передачу акций АГС в АО “КазТрансГаз Аймак” не отвечающей экономическим интересам Мангистауской области. Для сохранения надежности и бесперебойности энергоснабжения региона в целом и сдерживания тарифов на энергоресурсы прошу вас, Умирзак Естаевич, вернуться к рассмотрению вопроса о целесообразности передачи акций в АО “КазТрансГаз”.

Несмотря на все обращения, акции были проданы, в результате тарифы на электричество действительно выросли в четыре раза. Между тем в АО “КазТрансГаз Аймак” отмечают, что цены на газ устанавливают непосредственно в Министерстве энергетики РК.

Источник time.kz. Автор материала Ланга Черешкайте.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Голос города
Нет, жду, чем закончится история с AllianceEnergoSnab-Актау
59,8 %
Да, куда деваться!
14,0 %
Я даже еще жировки в глаза не видел(а)!
26,2 %
#тарифы #БН #атомныйреактор #повышение
Объявления
live comments feed...