14:14, 24 марта 2022 г.
«Дело шьется белыми нитками» - что вменяют в вину замакиму Мангистау Галымжану Ниязову
Заправка в Актау. Фото: архив inAktau.kz
Меморандума о регулировании цен на реализацию сжиженного газа между Министерством энергетики и мангистауским ТОО «КазГПЗ» не существовало.
Как передает издание «Время», Мангистауской области продолжается расследование уголовного дела по факту резкого скачка цен на сжиженный нефтяной газ и последовавших за этим массовых митингов, приведших к печальным событиям в Казахстане. По логике, следствие должно вывести на чистую воду зачинщиков данной ситуации. Однако пока следователям не удается найти настоящего виновника, зато уже всплыли факты, которые указывают на то, что в этом деле предостаточно темных пятен.
Издание «Время» очень пристально следит за расследованием этого резонансного дела, и не ради, как сейчас модно говорить, хайпа или «жажды крови». Жителям региона важна справедливость в этой ситуации, они надеются на объективное расследование, которое приведет к реальным результатам и наказанию действительно виновных людей, а не назначенных.
Однако, судя по вскрывающимся фактам, складывается впечатление, что это дело шьется белыми нитками ради очередной галочки. К примеру, на данный момент известно, что заместителя акима Мангистауской области Галымжана Ниязова следователи обвинили в том, что он направил в Министерство энергетики РК письмо, в котором просил об отмене действия меморандума и о проведении торгов сжиженным газом без установления ограничений для нижнего и верхнего предела цены. Якобы именно это решение и привело к резкому скачку цен на топливо.
«В конце января текущего года следователь департамента экономических расследований (ДЭР) Мангистауской области в отношении моего брата Галымжана Ниязова возбудил уголовное дело по частям 3 и 4 статьи 362 УК РК («превышение власти или должностных полномочий»). Мы стали выяснять, что чиновник нарушил, какой документ, какие конкретные пункты, и тут выяснилось, что все дело в меморандуме. Но когда стали разбираться, то всплыло, что этот документ в действительности существует только в проекте! Это был только образец проекта - без даты, без номера и без регистрации. Меморандума в 2021 году, подписанного всеми его сторонами, не было, имеется лишь вариант на двух листах, подписанный одним директором ТОО «КазГПЗ» - и все! Это подтвердили и в Министерстве энергетики, откуда нам прислали ответ на официальном бланке за подписью первого вице-министра энергетики Казахстана Мурата Журебекова», - говорит брат подозреваемого Сейтжан Ниязов.
Здесь стоит пояснить важность этого документа и степень его воздействия на ситуацию с ценами на сжиженный газ. Сам меморандум никоим образом не обязывает участников рынка каких-либо товаров что-нибудь соблюдать, так как их деятельность регулирует существующее законодательство. Однако еще никто не отменял так называемые джентльменские соглашения, которые, как правило, заключают в критических ситуациях. И тогда подписавшие этот документ участники обязуются соблюдать прописанные в соглашениях пункты.
Как правило, заключенные и подписанные меморандумы регистрируются затем в департаментах юстиции. У этих документов помимо подписей существуют, как и в любой внутренней корреспонденции, входящие номера, печати, а также даты их регистрации. Однако в меморандуме о взаимопонимании по вопросу цены реализации сжиженного нефтяного газа на электронных торговых площадках между Министерством энергетики и ТОО «КазГПЗ» все это отсутствует. Этот документ есть лишь на бумаге без каких-либо подписей, да и в верхнем углу там написано, что это всего лишь проект.
Более того, выясняется, что, когда чиновники трясли перед нами этой бумажкой, ТОО «КазГПЗ» спокойно продавало газ через электронные торги, самостоятельно устанавливая цены. Однако когда в регионе начинались скандалы из-за резких скачков цен на него, в ходе совещаний именно представители завода и чиновники трясли этим меморандумом перед всеми реализаторами и журналистами, заявляя о том, что в повышении виновны розничные реализаторы.
Это, кстати, делали и члены комиссий, приезжавших в регион для разбирательства. Вот только этой бумагой они трясли уже перед правительством и главой государства. Документом, которого в действительности никогда не существовало! А ведь чиновники на разных уровнях неоднократно заявляли, что именно этот документ является одной из главных мер по сдерживанию цен на рынке сжиженного газа.
Между тем следователи ДЭР выявили еще один интересный нюанс: между газосетевыми организациями (ГСО) есть аффилированные лица, то есть компании, владельцев которых связывают родственные узы. Правда, в законе «О газе и газоснабжении» понятие аффилированности применимо только к связке «газосетевые компании и организатор электронных торгов». И тут нелишне будет вспомнить жалобы реализаторов топлива, о которых мы не раз упоминали в наших материалах. Так, представители ГСО неоднократно заявляли о непрозрачной схеме электронных торгов, при которой выставленные объемы сжиженного газа выкупались на первых даже не минутах, а секундах одними и теми же участниками. Так, может, следователям поискать наличие аффилированности у организатора электронных торгов?
А тем временем в департаменте Агентства по защите и развитию конкуренции по Мангистауской области продолжают хранить гробовое молчание.
Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Последние новости
Объявления
16:00, 7 ноября
live comments feed...