• Главная
  • «Цены вырастут» - легализация авто в Казахстане может преподнести неприятный сюрприз
20:06, 31 января 2023 г.

«Цены вырастут» - легализация авто в Казахстане может преподнести неприятный сюрприз

Автомобиль с иностранным учетом. Фото: InAktau.kz

Автомобиль с иностранным учетом. Фото: InAktau.kz

Всего за неделю на казахстанский учет поставили почти 7 тысяч машин, предварительно одобрено больше 30 тысяч заявок. Автовладельцы заметили – узаконенные авто начали появляться на сайтах объявлений, причем продают их намного дороже, чем покупали за рубежом.

О том, почему вслед за ними поднимутся цены и на другие авто на «вторичке», как быстро это произойдет и что будет со страховками на иностранные машины? В вопросе разбирался Azattyq Rýhy.

Легализация пришлась только на руку владельцам иностранных авто: кампания только началась, а на сайтах объявлений уже появились праворульные «Альфарды» за 10 миллионов тенге – это вдвое больше суммы покупки машины в Армении.

«Это было абсолютно ожидаемо. Эти «Альфарды» были на птичьих правах и легализовать их в Казахстане на тот момент еще было нельзя, поскольку многие из них являются праворульными. А у нас правый руль запрещен для эксплуатации и постановки на учет. Но конкретно для этой легализации в законе было предусмотрено исключение. И поэтому теперь эти «Альфарды» могут стать полноправными участниками дорожного движения и да, их рыночная стоимость сразу вырастет в разы. И такая тенденция будет наблюдаться по другим автомобилям, которые будут легализованы», - считает Шынгыс Темир, заместитель председателя правления Союза независимого бизнеса Казахстана.

Но это не главная беда для автомобилистов. Другие машины, по прогнозу эксперта, на «вторичке» ждет та же участь.

«После того, как вырастут цены на легализованные автомобили, есть тенденция к тому, что начнут расти цены на машины, которые раньше были на казахстанском учете. У нас автомобильный рынок немного ненормальный, он растет непропорционально росту доходов населения», - констатирует эксперт.

Какая-то часть «армян», «кыргызов» и «россиян» продолжат колесить по казахстанским дорогам – все-таки не все подпадают под условия легализации. Много ли будет таких авто, сказать сложно.

«Часть машин не попадут под легализацию, потому что они либо криминальные, либо были оформлены как автозапчасти, непонятно каким другим способом были ввезены в Казахстан, а эксплуатировались как машины. Они продавались, перепродавались по страховке, что тоже не является правильным. И что им дальше делать, тоже непонятно», - говорит Шынгыс Темир.

Легализация уже начала вскрывать криминальные авто. Здесь алгоритм стандартный – как правило, машину угоняют, затем перегоняют в Казахстан с поддельными номерами и техпаспортом.

«VIN-коды двигателя и кузова могли остаться прежними – так ее и вычислили, что она является угнанной. Далее наши органы правопорядка должны передать данные правоохранительным органам той страны, где она числится в угоне, водворить машину на штрафстоянку и затем можно будет постепенно передавать ее стороне, у которой автомобиль был похищен. При этом владелец в Казахстане, как правило, является добросовестным приобретателем. Он не знал, что эта машина была в угоне, он приобрел ее через вторые, третьи руки. И тогда у него возникнет право взыскать эту задолженность с продавца, то есть с лица, у которого он эту машину приобрел. В регрессном порядке продавец может взыскать эту сумму у того лица, у кого он ее приобрел. И так в итоге в гражданско-правовом порядке можно будет выйти на то лицо, которое каким-то образом замешано в угоне», - говорит Шынгыс Темир.

Со страховками же ситуация довольно неоднозначная. Дело в том, что прошлой осенью глава государства давал поручение пресечь нелегальные каналы поставок автомобилей в Казахстан. Чиновники решили по-своему исполнить это поручение: они запретили страховать машины на иностранном учете.

«То есть можно будет застраховать такую машину, только если вы иностранец, который не проживает постоянно в Казахстане и не имеет вида на жительство. Или если вы проезжаете транзитом через территорию Казахстана на иностранной машине. Тогда вам можно будет застраховаться на те несколько дней, когда вы будете пересекать территорию страны», - объяснил заместитель председателя правления Союза независимого бизнеса Казахстана.

Выходит, что казахстанцы и иностранцы с видом на жительство ездить на таких авто не смогут из-за отсутствия страховки.

«И если таких машин будет большое количество, то как разбираться с их владельцами-казахстанцами? Как им быть и что делать? Получается, они будут вне закона. Легализация закончится до конца июня, и непонятно, будут ли с июля действовать старые полисы или нет. Новые полисы автострахования с первого июля уже нельзя будет оформить», - пояснил эксперт.

Быть может, в конце июня получится таким автовладельцам продлить страховку еще на год, но не факт, что это удастся. По словам нашего собеседника, правила игры непонятны и могут меняться на ходу. Что же касается ценников на авто, то тут прогнозы неутешительные – казахстанцам советуют приготовиться к очередным скачкам.

Легализация автомобилей с иностранными номерами стартовала 23 января и продлится полгода. От жителей Мангистауской области в СпецЦОН поступило 1612 заявок. 232 из них прошли проверку в Egov, 198 автовладельцев уже получили «отечественные» номера. 33 гражданам по тем или иным причинам отказали в легализации.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#легализация #казахстан #авто #право
Объявления
live comments feed...