Нефтеперерабатывающий завод планируют построить в Мангистау

Еще в прошлом году Президент страны поставил перед Правительством задачу – выбрать место, рассмотреть сроки и источники финансирования для строительства в республике четвертого нефтеперерабатываю­щего завода.

За это право боролись сразу несколько регионов. В итоге победу одержала Мангистауская область. В Министерстве энергетики РК была создана рабочая группа по этому вопросу, а местные власти в ходе предварительной работы встретились с представителями Министерства нефти Ирана, руководством национальной нефтяной компании этой страны и администрацией провинции Мазендеран, где находится сырьевой терминал. Также прошли встречи и обсуждения с китайскими нефтяными компаниями CNPC, Citic, которые работают на территории Мангистауской области и осуществляют как нефтедобычу, так и строительство.

– С обеих сторон мы получили подтверждение согласия на сотрудничество. Причем подтверждено оно на официальном уровне двумя нотами Министерства иностранных дел Ирана. А китайские компании в начале нынешнего года официально обратились с письмом в наше Министерство энергетики, предложив инвестировать строительство четвертого НПЗ. Кроме того, в июле китайские компании во время встречи с Премьер-Министром Каримом Масимовым также официально предложили финансировать возведение и разработку ТЭО НПЗ, – рассказал в интервью «Казахстанской правде» замес­титель акима Мангистауской области Рахимбек АМИРЖАНОВ.

– Рахимбек Маршалович, почему Иран, который является одной из ведущих нефтедобывающих стран в мире, не опасаясь конкуренции, заинтересован в этом проекте?

– Если в Казахстане дефицит неф­тепродуктов составляет 30%, или физический объем 1,5–2 миллиона тонн, то в случае с Исламской Республикой Иран, по информации Министерства нефти этой страны, он составляет минимум 10 миллионов тонн, что во многом связано с той же географической ситуацией, из-за которой испытываем дефицит мы. У них большая часть населения живет на севере, а НПЗ находятся в районе Персидского залива, на юге. В связи с этим мы уже получили предварительную информацию о том, что Иран порядка 35 долларов на тонну вынужден затрачивать на транспортировку нефти в пределах страны.

В свое время все это способствовало тому, что Иран инициировал своп-операции (операции замещения) с Казахстаном и Туркменистаном через порт Нека по Каспию. То есть Казахстан доставлял через порт Актау в иранский порт сырую нефть (объем в 2010 году доходил до 5 миллио­нов тонн), а на юге Иран взамен отдавал свое «черное золото» казахстанским нефтяникам с коэффициентом импортозамещения. На этом Ирану удалось здорово сэкономить.

– Значительная доля нефти в Мангистауской области добывается за счет нефтяных месторождений, которыми владеют китайские компании. Поэтому их интерес к этому проекту понятен...

– Да, он обусловлен тем, что за счет этой схемы нефть со своих месторождений будет перерабатываться на нашем НПЗ, мы же получим здесь неф­тепродукты. Из них полтора мил­лиона тонн отправляем на внутренний рынок, Иран забирает эти нефтепродукты себе на севере через порт Актау, а на юге китайские компании взамен хотят получать нефть из Ирана на свои нефтеперерабатывающие заводы. По сути, это является одной из форм реа­лизации инициативы нашего Президента «Нұрлы жол», которая гармонирует с основной государственной политикой КНР «Новый шелковый путь». Это своеобразный если не шелковый, то нефтяной треугольник.

– В настоящее время Казахстан испытывает дефицит нефтепродуктов, несмотря на то что объем собственной добычи у нас уже порядка 80 миллионов тонн. Проблема дефицита связана с тем, что в настоящее время павлодарский завод загружен на 30%, шымкентский завод завязан в основном на Кумкольском месторождении. Хотя предполагалось, что эти НПЗ будут работать на западно-сибирской нефти. Что изменилось?

– В настоящее время российским нефтяным компаниям невыгодна такая схема – отдавать нефть на переработку в Казахстан. В ближайшем будущем собственный дефицит топ­лива в Российской Федерации, по разным оценкам, составит порядка 2 миллио­нов тонн. И также я хотел бы обратить внимание на то, что ситуация еще более усугубится, поскольку, согласно указанию Министерства иностранных дел Российской Федерации, с 1 января следующего года (но из-за того, что российские компании не успевают, эти сроки перенесли на лето следующего года) официально на территории России будут запрещены все низкокачественные продукты. Планируется переход на топливо Евро-5. Что это означает для нас? Только одно: нехватку бензина и возрастание его стоимости для нашего потребителя.

– Одна из главных причин недостатка топлива в Казахстане заключена в том, что нефтяные мес­торождения и НПЗ тоже находятся далеко друг от друга...

– Атырауский НПЗ, два цеха которого были еще во время войны переброшены из Баку, технологически не имеет возможности производить нефтепродукты высоких марок. И в настоящее время он в основном работает на мангистауской нефти. Основные рынки сбыта нефтепродуктов – это юг нашей страны, где значительная плотность населения, и север Казахстана, где находятся основные сельхозпроизводства.

В самое ближайшее время в области готовы приступить к реализации ТЭО проекта. При этом государственные средства для его реализации привлекаться не будут: он изначально рассматривается как инвестиционный. Мы экономим наши бюджетные средства. Если у казахстанских компаний есть средства и желание, то мы их не ограничиваем. Но дело в том, что здесь планируется привлечение прямых иностранных инвестиций. Все риски возьмут на себя инвесторы. А самое главное, что предприятие будет находиться на территории Казахстана – в Мангис­тауской области, наша нефть не будет продаваться просто как сырье, а перерабатываться на месте. За счет этого планируем получать добавленную стоимость, дополнительные налоги и значительный прирост рабочих мест для нашей области. Кроме того, мы сгладим острый вопрос дефицита топлива и нефтепродуктов для нашей республики.

– Нашим читателям будет интересно узнать о проекте НПЗ поподробней...

– Китайская сторона в начале нынешнего года согласно письму Министерства энергетики предполагала возвести завод мощностью 6 миллионов тонн, а стоимость оценивала примерно в 5 миллиардов долларов. Иранская же сторона рассматривает возможность строительства более крупного завода. Соответственно, и стоимость инвестиций увеличится. При этом китайские компании намерены завозить не старое оборудование, а совершенно новое, чтобы производить высокие нефтепродукты стандартов Евро-5 и Евро-6.

Более того, реализация данного проекта в области позволит также повысить рентабельность другого государственного проекта, который в свое время был реализован «Казахстан темир жолы» – это железнодорожная магистраль Жезгазган – Бейнеу, предполагающая основной грузопоток с востока на запад нашей страны. А обратно с запада можно возить неф­тепродукты в сторону Астаны или Алматы. Соответственно, мы повышаем оборачиваемость груза по этой железной дороге, что будет способствовать повышению рентабельности проекта, который реализован на государственные средства.

Следует также заметить, что к проекту проявляет интерес и Азербайджанская Республика. Так как в этой стране тоже есть дефицит высоких нефтепродуктов, Баку предлагает реализовать своп-замещение, как и Тегеран. Это значит, что на НПЗ наши нефтяники могут отдавать казахстанскую нефть, а Азербайджан готов взамен отдавать свою сырую нефть через порт Джейхан в Средиземном море. Это даст казахстанским нефтяникам возможность диверсифицировать и разнообразить транспортные маршруты для продажи своей нефти на мировые рынки.

Надо сказать, что этот проект имеет свою достаточно глубокую предыс­торию. В 1989 году вышло постановление Совета Министров СССР, где для нашей области была начата разработка документов для строительства НПЗ, было уже готово ТЭО и освоено порядка 35 миллионов долларов. Но в связи с экономической ситуацией проект был приоста­новлен. По сути, мы пытаемся его сейчас реанимировать. В советское время проектные институты провели достаточно большую работу, была обоснована экономичес­кая целесообразность. Дело в том, что та нефть, которая добывается у нас, в частнос­ти на Бузачинском полуострове, – тяжелая. А ее транспортировка на дальние расстоя­ния выливается в большие затраты. Кроме того, у трубопроводных компаний нет особого желания иметь дело с тяжелой, вязкой нефтью, какой, например, является каражанбасская. Поэто­му в свое время этот НПЗ планировался именно для переработки бузачинской нефти.

– Подсчитано: если в Мангистау начнут перерабатывать собственную нефть, то нефтяники получат прибыль порядка 40 долларов на тонну. Поэтому проект также выгоден и казахстанским нефтяным компаниям в плане повышения рентабельности нефтедобычи. А о каких сроках строительства НПЗ сегодня идет речь?

– С учетом разрешительных процедур и ввода его в эксплуатацию – 5 лет, а обычный срок эксплуатации таких объектов – более 30 лет. Но причины, по которым все эти страны выразили желание построить НПЗ в области, не в быстрых доходах. Желание участвовать как китайской, так и иранской стороны в реализации этого проекта в основном обуславливается социально-политическими причинами. Здесь речь идет о политичес­кой задаче для Исламской Республики Иран – закрыть собственный дефицит внутри своей страны на 40%, такая же задача стоит и перед нами – мы должны стабилизировать собственный рынок нефтепродуктов и обеспечить нашему населению доступ к ним по разумной цене. Интерес Китая в том, чтобы обеспечить гарантию поставок сырой нефти на собственный рынок. Поэтому проект экономичес­ки целесообразный, но больше превалируют обязательства правительств трех стран перед своим населением по стабилизации поставок нефтепродуктов на внутренние рынки.

Что касается вопроса о месте расположения будущего НПЗ, то ответ на него пока остается открытым и будет рассматриваться в рамках ТЭО. При этом будет учтена близость к мес­торождениям, к портам, так как основной объем нефтепродуктов пойдет на экспорт.

КазПравда
бензин завод актау инактау казахстан
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии

Общество
Предприниматели представят овощи, фрукты и продукты собственного производства, передает инАктау. Ярмарка пройдет 24 октября, с 09:00 до 16:00 часов. Место: новая автостоянка напротив медицинского центра "Касиет" в 26 микрорайоне.
Общество
В ЕНПФ объяснили, почему инвестиционный доход может меняться ежедневно на счетах вкладчиков. По предоставленной информации, накопленные средства включают в себя две составляющие – пенсионные взносы и инвестиционный доход. Сумма пенсионных накоплений вкладчиков пересчитывается и переоценивается ежедневно по результатам инвестирования активов, передает инАктау со ссылкой на Tengrinews.kz. Поступающие на индивидуальные пенсионные счета взносы инвестируются до...
Власть
Региональная Антикоррупционная служба начала досудебное расследование по факту хищения бюджетных денег в отношении исполняющей обязанности руководителя Мангистауского государственного историко-культурного заповедника, относящегося к Управлению культуры, развития языков и архивного дела МО, а также директора подрядного ТОО, передает инАктау со ссылкой на пресс-службу ведомства. По предоставленной информации, выделенные из бюджета деньги должны были пойти на...
Общество
По словам руководителя отдела развития и связи с общественностью Алматинского зоопарка Акжами Рахимовой, строительство "дома" для львенка завершат в течение 30 дней, передает инАктау. Работы ведутся на территории Алматинского зоопарка. Здесь под будущий вольер выделили участок, уже установили защитные решетки, строят помещение, в котором львенок сможет укрываться от непогоды и отдыхать. Акжами Рахимова также рассказала и о состоянии здоровья нового подопеч...
Общество
Общественный фонд "Мы – люди, мы – вместе" совместно со Службой пробации Мунайлинского района при ДУИС по Мангистауской области приглашают жителей города принять участие в субботнике, который пройдет на территории Центра временной передержки животных, передает инАктау. В рамках акции "Рука помощи" планируется провести уборку территории центра и утеплить вольеры для его четвероногих подопечных. Субботник пройдет 24 октября, в 10:00 часов, по адресу: Промзон...
Общество
Актаусцы присоединились к казахстанским родителям, выступающим против принятия закона "О противодействии семейно-бытовому насилию". В созданном ими обращении на имя главы государства, а также для парламента Казахстана, говорится о том, что указанный закон направлен "на разрушение института семьи", а также "безосновательное лишение родителей прав на воспитание своих детей", передает инАктау. По мнению создателей обращения, "государство не должно вмешиваться...
PR
Готовь сани летом, а шубу....уже сейчас! Большой выбор шуб в Снежной Королеве по самым приятным ценам и выгодным условиям! В нашем магазине шубку по душе найдет каждая модница - разнообразие цветов и моделей вас удивит! Для любительниц комфортной и практичной одежды мы предлагаем кожаные куртки, пальто и пуховики.  В Снежной Королеве вы подберете не только верхнюю одежду на будущий сезон, но и аксессуары к ней - головные уборы, обувь и сумочки из натуральн...
Общество
30-летняя учительница по биологии изготовила духи на основе красной розы для участия в конкурсе среди педагогов школ. В будущем девушка планирует развиваться в этом направлении и создавать новые косметические продукты, передает инАктау. Саясат Кемалова много лет трудится в сельской школе Сайотеса Мангистауского района. Ее, как биолога, заинтересовала имеющаяся на территории учебного заведения теплица. Если раньше в ней росли только цветы, то усилиями учите...
Общество
За участие в поисково-спасательных работах жителю города Антону Дикину вручили благодарственное письмо, передает инАктау. Напомним, 29 августа группа путешественников на четырех автомобилях отправилась из Актау к пещере Булыойык. Женщина с ребенком 2006 года на машине разминулась со своими знакомыми и в результате пропала. На поиски пропавших были брошены силы полицейских, спасателей. В стороне не остались друзья и волонтеры. Разыскивали мать и ребенка поч...
Ответственный за раздел
Светлана Антонова
Журналисты сайта InAktau.kz всегда на связи.

Пишите нам, звоните, сообщайте о городских новостях и событиях - мы надеемся, что с Вашей помощью горожане узнают о жизни Актау больше.

Вместе с Вами мы сделаем наш город лучше!

Редактор - InAktau.kz:
[email protected]
+7(777) 22-22-105