• Главная
  • Единственному яхт-клубу в Казахстане грозит закрытие
16:47, 5 апреля 2022 г.

Единственному яхт-клубу в Казахстане грозит закрытие

Яхт-клуб "Бриз". Фото из архива

Яхт-клуб "Бриз". Фото из архива

За последние годы территория единственного яхт-клуба в Казахстане сократилась вдвое, а в этом акимат Актау хочет забрать последние 100 метров. Представители ОО «Яхт-клуб «Бриз»» бьют тревогу, так как из-за новшеств местных властей яхт-клуб оказался под угрозой закрытия.

Заместитель командора ОО «Яхт-клуб «Бриз»» Олег Морозов рассказал о том, с какими трудностями столкнулся яхт-клуб, функционирующий уже 55 лет. Современная история «Бриза» началась в 1992 году, когда на развалинах СССР и бывших секций, брошенных на произвол судьбы государственными организациями, энтузиасты создали общественное объединение. В 90-е годы члены клуба за свой счет отсыпали территорию, строили слип (сооружение для спуска яхт) и новые помещения клуба.

Со слов Олега Морозова, всю историю существования клуба в современном Казахстане его территория сокращалась.

«В 1996 году акимат Актау не согласовал ОО отсыпанную в море своими силами и за свои деньги территорию для причала, на которой сейчас находится 13 депо МЧС (тогда уровень моря был на два метра выше и это был рукотворный мыс). Решение вынесли под предлогом, что этой территории не существовало на плане города. Действительно, мы ведь сами эту территорию отвоевали у моря. Позже, уже в 2009 году, на добровольно-принудительных началах изъяли еще один отсыпанный участок, где сейчас размещен ресторан «Шеффченко». Занимавший на тот момент должность акима города Серик Оспанов убедил членов яхт-клуба, что в случае добровольного отказа от части территории, строения и оставшийся земельный участок узаконят и земельные вопросы правового характера будут окончательно урегулированы. Отмечу, что ходатайства оформления в собственность арендуемого земельного участка яхт-клуба, акиматом регулярно отклонялись, тогда как собственникам ресторана «Шеффченко», почему-то, нашу бывшую землю удалось выкупить», - рассказал Олег Морозов.

Проблемы с земельными участками возобновились в июле 2018 года. На совещании по вопросу благоустройства прибрежной зоны бывший тогда акимом региона Ералы Тугжанов озвучил намерение снести яхт-клуб в продолжение проекта «Скальная тропа» и продления пешеходной зоны вдоль береговой линии города. Весной 2019 года акимат Актау выложил на своей страничке в Instagram сравнение проектов благоустройства территории яхт-клуба, предложенного представителями яхт-клуба и администрацией города. На проекте акимата отсутствовали все здания и сооружения клуба, были изображены лишь навесы от солнца.

«Несмотря на ангажированную подачу материала, население региона их не поддержало. На страничке акимата был поставлен абсолютный рекорд по количеству комментариев – более 1140, тогда как под другими публикациями редко бывает более 50. Большинство высказались в пользу нашего проекта, хотя сотрудники городской администрации, лоббируя интересы акимата, постили по 8-10 комментариев за свой вариант. Тогда силами общественности яхт-клуб удалось отстоять», - сказал Олег Морозов.

Со слов заместителя командора ОО, с того момента акимат Актау отказывает в приеме документов на продление срока аренды земельного участка, выделенного под размещение яхт-клуба. Договор подписывается только на год с условиями, осложняющими уставную деятельность.

«Под предлогом доступности прибрежной зоны жителям города акимат выдвинул условие обеспечить беспрепятственный проход через территорию яхт-клуба всем желающим, несмотря на то, что яхт-клуб и так открыт для посещения в дневное время. Учитывая, что на территории клуба открыто хранятся яхты и катера с дорогостоящим ходовым, палубным, навигационным оборудованием и подвесными моторами, по понятным причинам, доступ на территорию не может быть разрешен в ночное время. Теперь мы регулярно сталкиваемся с ситуациями, когда лица, часто находящиеся не в трезвом состоянии, требуют у сторожей пропустить их через территорию клуба ночью, а в случае отказа, сообщают об этом в акимат, и уже утром командора яхт-клуба отчитывают по телефону сотрудники городской администрации», - рассказывает Олег Морозов.

В 2021 году акимат выдвинул требование модернизировать внешний вид объекта (без ограждения) с учетом доступа горожан на набережную территорию и проекта благоустройства набережной, разработанного Актауским городским отделом архитектуры и градостроительства. Это требование противоречит законодательству Республики Казахстан, утверждают представители ОО «Яхт-клуб «Бриз»».

Единственному яхт-клубу в Казахстане грозит закрытие, фото-8

Так, согласно статье 47 Закона РК «О государственной границе РК», пристани, причалы и пункты базирования маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) должны иметь ограждение, исключающее возможность доступа на территорию посторонних лиц, специальные помещения для хранения подвесных моторов, парусов и весел, помещения для охраны.

«База-стоянка маломерных судов, которой является яхт-клуб «Бриз» – это режимный объект, такой же, как и морпорт, пятая насосная, ТОО «Keppel Kazakhstan» и резиденция президента. Режим у всех этих организаций разный, но все они режимные объекты с точки зрения законодательства. Почему-то акимат Актау не настаивает на свободном проходе граждан через указанные объекты. Однако мы условия выполнили, несмотря на противоречие в законодательстве. Данное распоряжение противоречит и другому закону – статье 4 Закона Республики Казахстан «Об общественных объединениях». Согласно статье, не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений», - говорят представители яхт-клуба.

Таким образом, яхт-клубу каждый год «со скрипом» продлевали аренду, отказывая в узаконивании территории. Однако в этом году ходатайство о продлении аренды отклонили 9 февраля из-за разработки проекта по благоустройству приморского побережья от 4 микрорайона до жилого массива «Приморский».

Участники ОО «Яхт-клуб «Бриз»» встретились с представителями городского акимата, в том числе замакимами, которые заверили, что, несмотря на полученный официальный отказ в продлении срока аренды, никаких проблем с заключением договора нет, а подобным формальным ответом администрация города хотела обратить внимание на внешний вид причала с западной стороны.

«Нам сказали, что для заключения договора необходимо привести внешний вид этого строения в порядок. На наш взгляд, в заявлениях подобного рода явно прослеживается злоупотребление служебным положением указанных лиц. Данные работы и так были запланированы на весну, и они уже ведутся: на территории собираются металлоконструкции, закуплен лес и лакокрасочные материалы. Однако до настоящего момента договор аренды не подписан, а ответ на наше ходатайство не получен, несмотря на то, что установленные законом сроки уже прошли. Командор яхт-клуба Сергей Кулькин в прошлый четверг попытался записаться на прием к акиму города Нурдаулету Килыбаю, но ему отказали, цитирую: «так как аким в настоящее время прием не ведет», - рассказал Олег Морозов.

Как говорят участники клуба, нередко их попрекают тем, что они якобы зарабатывают. Однако яхт-клуб – это общественное объединение, он был построен и существует на взносы энтузиастов парусного спорта. Все деньги от членских взносов и выручка за стоянку судов, с их слов, направляется на улучшение технической базы клуба, в том числе на удовлетворение запросов акимата города по внешнему облику его строений.

«За всю историю ни один член клуба не получал от яхт-клуба никаких дивидендов, более того, все члены клуба регулярно платят членские взносы. Своими силами мы продолжаем развивать необходимую инфраструктуру для комфортного размещения маломерных судов, а также различные направления водных видов спорта и развлечений. На территории клуба базируются организации, занимающиеся прокатом катеров и яхт, открыты секции виндсерфинга, сабсерфинга, вейкбординга, водных лыж, аквабайка, а с недавнего времени функционирует дайвинг центр международного уровня «Scuba Schools International». Именно поэтому яхт-клуб является излюбленным местом проведения досуга жителей и гостей города и по праву считается одним из его символов», - сказал Олег Морозов.

Единственному яхт-клубу в Казахстане грозит закрытие, фото-9

Также яхт-клуб является организатором многочисленных соревнований по парусному спорту, в том числе и международных. Именно в яхт-клубе ежегодно проводится международная парусная регата «Золотой нактоуз», которая также является единственной регатой подобного уровня, проводимой на Каспийском море уже более 40 лет. Для участия в этом соревновании в Актау съезжаются яхтсмены всех прикаспийских государств.

В акимате проблемы не видят – для подписания договора аренды нужно всего лишь открыть круглосуточный проход для пешеходов. Он предусмотрен проектом благоустройства набережной территории. Отказ открыть проход ночью стал основанием для пролонгации договора аренды – об этом сообщили и городском отделе строительства, и в отделе архитектуры.

«Проводится благоустройство прибрежной территории, туда входит яхт-клуб. ПСД проекта предусматривает проход через яхт-клуб, а яхт-клуб хочет закрыть эту территорию полностью. Мы не собираемся закрывать яхт-клуб, предлагаем другие варианты», - сообщили в отделе строительства.

«Часть пешеходного проекта проходит через «Бриз». Нам нужен пешеходный проект круглосуточно. Стоянку они могут огородить, а пешеходам нужно оставить проход», - прокомментировали в отделе архитектуры.

Тот самый проход

Тот самый проход

Таким образом, представители акимата настаивают на круглосуточном проходе, однако яхт-клуб отказывается – ведь гарантировать сохранность дорогого имущества акимат не берется. Вспоминая о том, что Актау кишит вандалами, приструнить которых городская администрация и правоохранительные органы не в состоянии, можно с уверенностью предположить, что доступ к яхтам и катерам в ночное время суток чреват печальными и дорогостоящими последствиями.

Не менее важным, по мнению представителей ОО, является тот факт, что месторасположение клуба обусловлено благоприятными природными условиями в бухте Актау для стоянки яхт. Это место используется для стоянки судов с античных времен, о чем свидетельствуют археологические находки на дне бухты. Казахстанское побережье Каспийского моря не изобилует бухтами – в радиусе 100 морских миль от областного центра нет других мест, пригодных для стоянки яхт.

Актау имеет более 8 километров благоустроенной прибрежной зоны и планируется благоустройство еще 3 километров, а территория яхт-клуба занимает всего 100 метров береговой полосы. Яхт-клуб функционирует на протяжении пяти десятков лет, а проект благоустройства появился совсем недавно, однако при создании проекта наличие яхт-клуба и его потребности не учитывались. Представителя яхт-клуба считают, что можно было проложить пешеходную зону на несколько десятков метров дальше от береговой линии. Однако там находится ресторан и частная жилая собственность, интересы которых, считают участники клуба, акимат считает более ценными, чем общественное объединение, способствующее развитию спорта и туризма в городе.

Фото предоставили участники яхт-клуба. 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#актау #яхт-клуб #закрытие #акимат #уничтожение
Объявления
live comments feed...