• Главная
  • Путешествуем по Мангистау – призрачный город Абаста
07:30, 19 мая

Путешествуем по Мангистау – призрачный город Абаста

Фото Мирославы Сурженко

Фото Мирославы Сурженко

Много на нашем полуострове диковин – древних некрополей, исторических  памятников, экзотических природных ландшафтов. Но есть место, которое стоит особняком от привычного списка достопримечательностей – это не населённый пункт, не сакральный комплекс и не живописный уголок природы, а фантасмагорический город, построенный из рукотворных декораций. Город понарошку, так сказать. Находится он примерно в ста километрах от Актау и притягивает любознательных туристов своей таинственностью и особым экстерьером.

Это место было выбрано для съёмок художественного фильма «В ожидании моря». Его создатель – режиссёр Бахтиёр Худойназаров, сценарий написан Олегом Антоновым. Картина, снятая в 2012 году, является совместным производством нескольких стран: Казахстана, России, Таджикистана, Украины, Франции, Бельгии и Германии. Она завоевала главный приз «Царица ваз» на Шукшинском фестивале и премию кинофестиваля «Кинотавр» в 2013 году.

Фильм рассказывает о влиянии экологической катастрофы на судьбы людей, что на сегодняшний день стало глобальной проблемой,  приобретая всё большую злободневность. Он завершает трилогию «Центральная Азия», которая начинается кинолентой «Лунный папа», вышедшей в1999 году. Через год началась работа над второй частью трилогии - трагикомедией «Живая рыба». Последний фильм - «В ожидании моря» - был запущен в производство в 2009 году. Завершить проект не удалось по причине  финансового кризиса 2008 года, а также смерти продюсера Карла Баумгартнера в 2014 году. В 2015 году ушёл из жизни и Бахтиёр Худойназаров. 

События заключительной главы трилогии происходят в портовом городе Абаста, который напоминает Муйнак на южном берегу Аральского моря. Капитан по имени Марат отправляется на рыболовецком судне за уловом, несмотря на штормовое предупреждение. Именно при такой погоде в бухту попадает огромное количество рыбы. После некоторого колебания он берёт с собой свою жену Дари. Корабль настигает шквальный ураган, все находящиеся на судне погибают, Марат — единственный выживший. За непростительную самонадеянность и гибель людей по его вине Марат попадает за решётку.

Десять лет спустя бывший капитан освобождается из заключения и возвращается в родной город. Но обнаруживает, что, оголив берег, море ушло. Теперь оно далеко, а пристань порта находится посреди песчаной пустыни с остовами проржавевших кораблей. Из-за потери родственников во время морской катастрофы горожане относятся к Марату враждебно. Ни один из пропавших членов экипажа не был найден. 

Измученный чувством вины и горем из-за потери жены, главный герой неимоверными усилиями тащит свой корабль к ушедшему морю. Тоска испепелила его душу и разбила сердце, он живёт только мечтой о море, ради того, чтобы дойти до его пучины. Марат истощён, он заболевает и, в конце концов, умирает. Однако во время нагрянувшего шторма, как будто проявив жалость к страдальцу, хоть и с опозданием, море возвращается. 

Таков сюжет драмы, экранизированной у нас на Мангышлаке. Фильм вышел в прокат, киногруппа разъехалась, но декорации до сих пор притягивают к себе путешественников своей непривычной панорамой. Здесь как будто раскинулся настоящий городок, и только вблизи становится заметно, что он полуразрушенный и какой-то игрушечный, словно в нём обитают сказочные персонажи.

Подойдя поближе, увидим здание портового вокзала, на нём даже надпись сохранилась – Абаста. А дальше – церковь с высокими ступенями, «жилые» дома с бутафорской мебелью и тандырными печами во дворе, колодцы и арки заброшенных построек. Чуть поодаль покоится то самое судно, которое волоком тащил главный герой фильма. Только теперь это не морской корабль, а корабль пустыни, так как он застыл – одинокий и неприкаянный - посреди бескрайней степи.

Вместо привычных жителей в «городских» стенах поселились лошади и коровы, которые облюбовали это место, прячутся под крышами импровизированных конюшен от изнуряющего летнего зноя и находят здесь укрытие от дождя и ветра. В хорошую погоду животные пасутся неподалёку. Из-за того что вокруг раскинулись пастбища, изобилующие разнотравьем, в последнее время массовые выезды туристов в эту местность не практикуются. Однако сюда можно добраться на собственном транспорте и, не нарушая создавшуюся гармоничную атмосферу, воочию рассмотреть съёмочную площадку под открытым небом, прогуляться по необычному городу-призраку, представить шумную компанию актёров, режиссёров и операторов, вообразив себя участником масштабного процесса съёмки. Жаль, конечно, что постройки разрушаются, а киношная Абаста приходит в упадок. При желании и грамотном подходе к делу можно было превратить её в полноценный туристический объект.

Помимо развлекательного аспекта экскурсии, напрашивается и серьёзный подтекст - назидание, что подобные опустевшие города и посёлки могут появиться повсюду, притом в большом количестве, из-за нашего беспечного и корыстного отношения к окружающему миру. Если вдуматься, то сюжет «В ожидании моря» и то, что мы видим вокруг, - не фантастический рассказ и отстранённая тема, а вполне реальная перспектива, к которой мы поступательно движемся.  

Как схожа история с ушедшим Аральским морем с нашей историей, правда? Только море у нас Каспийское, оно больше, глубже, но точно так же устремилось прочь от привычных берегов, как и его собрат. Это напоминание нам, неблагодарным, о том, как безжалостно мы обращаемся с природой и с богатством, которым она так щедро одарила человека. «Что имеем – не храним, потеряем – плачем». Есть над чем серьёзно задуматься.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Абаста #В ожидании моря #кинематограф #культура #Мангистау #фильм #Худойназаров
Объявления
live comments feed...