• Главная
  • Экологическая катастрофа - затопить Ащисор и создать второе «море» хотят в Актау
13:29, 7 декабря 2022 г.

Экологическая катастрофа - затопить Ащисор и создать второе «море» хотят в Актау

Каспийское море. Фото из архива

Каспийское море. Фото из архива

Масштабный проект «Инфраструктурно-рекреационный комплекс Мангистау (Инжу- Маржан)» одобрен на Координационном совете области, акиматам были даны поручения. Но независимые экологи прогнозируют: если этот проект стартует, то Каспий ждет судьба Арала.

О том, что необходимо создать туристическую зону и искусственное море, прорыв каналы и затопив часть местности Ащисор и впадины Карагие, говорили еще в 2017 году, передает Zakon.kz.

Тогда на разработку ТЭО даже выделили 100 млн тенге, однако проект так и не начали реализовывать. Спустя почти пять лет о проекте заговорили вновь, только сделали его еще масштабнее.

Все рассчитали, но без общественности

Согласно презентации, которую представили на Координационном совете области, это будет инфраструктурно-рекреационный комплекс с рыбным кластером, а также с глубоководным портом. Стоимость проекта – 239 миллиардов тенге, при этом 80% – это собственные средства (вероятно, бюджетные), а оставшиеся 20 – иностранные инвестиции.

На первой стадии предлагается залить водой сор «Инжу Маржан» вплоть до Курыка, затем прорыть каналы и построить разного рода гидротехнические сооружения, создав залив в местности Ащисор. Здесь уже начиная со следующего года планируется выращивать рыбу и строить туристические объекты.

Генплан проекта. Фото: Zakon.kz

Генплан проекта. Фото: Zakon.kz

Вторая стадия должна стартовать в 2024 году – тогда начнется строительство в этой местности глубоководного порта с нефтеналивными причалами.

Третья стадия предполагает заполнение морской водой части впадины Карагие. В итоге, согласно презентации, в затопленной степи и во впадине будет создан курорт с санаториями, отелями, аквапарками, искусственными островами с подводными ресторанами, яхт-клубом, школой дайвинга, водопадами и смотровыми площадками, геотермальными лечебницами и игорными зонами.

«Никаких расчетов не привели – какой объем воды потребуется для затопления, потому что, скорее всего, их никто не делал. Чтобы ее заполнить, надо перекрыть канал. Что будет дальше с озером, неясно, ведь, если его отрежут от моря, то возникает вопрос о восполнении, воспроизводстве биоразнообразия в самом Караколе. Здесь нужны исследования, ведь это кормовая база для птиц. Кроме того, местность, которую планируется затопить, – это сор, там много соли. Как там планируется выращивать рыбу без научного подхода?» – говорит руководитель НПУ «Эко Мангистау», депутат Актауского городского маслихата Кирилл Осин.

Он напоминает, что и впадина Карагие, и озеро Караколь относятся к особо охраняемым природным территориям. Много у эколога вопросов и ко второму этапу, по которому собираются строить в затопленном Ащисоре курорт и глубоководный порт с нефтеналивными причалами.

Проектируемый район, то есть Ащисорская впадина, находится в зоне повышенной солнечной радиации, пыльных бурь, резкого колебания годовых и суточных температур, малого количества осадков, залегания нефтяных и газовых месторождений, месторождений фосфоритов, урана, строительных материалов. Наличие урановых залежей вызывает у эколога опасения и сомнения в будущем «искусственного моря».

Мечты проектировщиков о третьем в регионе глубоководном порте эколог также вдребезги разбивает.

«Конечно, при большом желании можно выкопать все, что угодно, но, несмотря на большую глубину, это будет отстойник, болото. Оно будет постепенно заиливаться. И дальнейшее содержание порта будет под вопросом. Да и вообще, такое ощущение, что этот проект оторван от реальности. Как разработчики представляют себе и порт, и тут же дайвинг центр, и аквапарк?» – задается вопросами Кирилл Осин.

Впадина находится ниже уровня моря, поэтому, чтобы ее затопить, предлагается прорыть каналы, соответственно, из моря уйдет колоссальный объем воды. А это отрицательно скажется на уровне Каспия, который уже сейчас быстро снижается, считают экологи.

«Никакой логике это не поддается. Можно было бы понять, если бы этот проект предложили во время подъема уровня Каспия. Но сейчас наоборот идет понижение. Каспий и так недобирает воду из Урала и Волги, а тут еще одно море! Здесь стоит вспомнить про Арал, ведь Каспий может повторить его судьбу по вине казахстанских чиновников. Мы не можем предвидеть, какие будут последствия», – говорит Адильбек Козыбаков, член Регионального экологического совета по Мангистауской области ассоциации «EcoJer», член Общественного совета Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК.

Не все так просто: исследования все же проводились

Инициатором проекта является экс-министр транспорта и коммуникаций, а также экс-глава КМГ и Казахстанского института нефти и газа Серик Буркитбаев, ныне занимающийся разработкой нескольких проектов, в том числе изучением побережья Каспия.

Серик Буркитбаев не раз отмечал в комментариях СМИ, что впадина Карагие – один из самых глубоких в мире каньонов, который когда-то был частью Каспийского моря, но потом места соединений с Каспием были занесены песком и землей. Его глубина достигает 130 метров ниже уровня моря. И именно это, по его словам, может стать положительным моментом в строительстве нового порта.

Также, ссылаясь на источники ХVII-XVIII веков, Серик Буркитбаев обращает внимание на то, что Карагие был фактически заливом. Глубина впадины Ащисор чуть меньше, но, как напоминает Буркитбаев, она в прошлом также была частью Каспия. Вот здесь, считает он, и можно построить полноценный порт со всеми необходимыми инфраструктурными объектами, удобным дном.

Для сравнения: глубина акватории паромного комплекса Курык – до 7 метров. В морском порту Актау также требуются дноуглубительные работы, причем их нужно будет проводить как в порту Актау, так и в портах приема нефти. Иначе большие суда попросту не смогут зайти в порты.

По словам Серика Буркитбаева, преимущество его идеи еще и в том, что вначале порт можно построить на суше, когда он еще не соединен с морем. Это в десятки раз дешевле, чем расширять или строить новый порт. А когда порт будет отстроен, его можно будет соединить с Каспием.

Предварительная смета проекта. Фото: Zakon.kz

Предварительная смета проекта. Фото: Zakon.kz

Буркитбаев уверяет, что были проведены технические изыскания этого проекта и получены положительные заключения мировых экспертных компаний.

Мы не одни на Каспии и нужны исследования – экологи

Каспийское море не принадлежит только одной стране – напоминают экологи. Поэтому считают, что все запланированные масштабные работы на Каспии должны рассматриваться в трансграничном аспекте, так как это будет потенциально иметь влияние на уровень моря у всех стран Прикаспия.

Кроме того, искусственное море может негативно отразиться даже на климате Мангистау.

«В Актау летом очень сильная влажность, а зимой – влажный морозный воздух. И если создадут дополнительную водную поверхность, то испаряемость и влажность повысятся еще больше. Не надо быть ученым или каким-то исследователем, чтобы логически понять, что так и будет», – отмечает Адильбек Козыбаков.

Если испарение морской воды в замкнутом водоеме неизбежно, то, как утверждают экологи, через несколько лет там проявится мирабилит (соль). Он будет высыхать и разноситься ветрами. Пример соле-пылевых бурь – это Бухара, Самарканд и Ашхабад. Из-за соли и без того редкая растительность в Актау будет окончательно уничтожена.

Экологи отмечают: нужны полноценные научные исследования, экспедиционные работы, чтобы изучить растительный и животный мир в зоне будущего затопления. А это может занять несколько лет.

«Конечно, можно, как говорится, и на коленке «состряпать» эти исследования. Тогда и за месяц напишут. Но тогда это может быть экологическая катастрофа», – говорит Кирилл Осин.

Социальный аспект горит красной точкой

Есть в будущем проекте искусственного моря и социальный аспект.

«Если инвестор заходит в проект, то государство проводит все коммуникации: газ, свет, воду, дороги. И если просто «пилить» бюджет и тянуть эти коммуникации, то это кощунство по отношению к местному населению. В селе Курык канализационные стоки льются по улицам, а Актау сидит без воды, так как изношенность коммуникаций уже достигла критической отметки. То есть, чтобы реализовывать этот проект, нужно для начала привести в порядок то, что есть, а не строить воздушные замки», – говорит Кирилл Осин.

Кирилл Осин уже отправил депутатский запрос председателю Координационного совета, акиму области Нурлану Ногаеву. К слову, ответа от чиновников журналисты так и не смогли получить. Недавно назначенный руководитель областного управления туризма отправил в Управление инвестиций, а оттуда отправили снова в Управление туризма, то есть «концов тут не найдешь».

Согласно протоколу заседания Координационного совета, акиматам города Актау, нескольких районов, управлению рыбного хозяйства, управлению природных ресурсов и регулирования природопользования Мангистауской области дано поручение: «С привлечением заинтересованных государственных органов, представителей бизнес-сообщества, научного, экологического сообщества, общественности и других заинтересованных лиц с учетом наличия поручения Правительства по привлечению инвестиций, созданию рабочих мест, развитию рыбного кластера, а также в соответствии с Комплексным планом социально-экономического развития Мангистауской области на 2021-2025 годы дополнительно тщательно проработать проект «Инфраструктурно-рекреационный комплекс Мангистау (Инжу-Маржан)» с учетом строгого соблюдения действующего законодательства РК в сфере экологии, водных, земельных, природных ресурсов, культуры и других с внесением ряда конкретных предложений в Правительство, центральные государственные органы с рассмотрением возможности проведения конференций, круглых столов, встреч, совещаний для дальнейшей проработки реализации указанного проекта».

Кроме того, акиматам дано задание – рассмотреть возможность резервирования земельных участков для реализации этого проекта.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#ащисор #мангистау #новости актау #каспий #экология #катастрофа #обмеление
Объявления
live comments feed...