• Главная
  • Наследие гоночного уик-энда: что остается городу после этапов Формулы-1
Новости компаний
18:00, 2 декабря

Наследие гоночного уик-энда: что остается городу после этапов Формулы-1

Новости компаний
Наследие гоночного уик-энда: что остается городу после этапов Формулы-1 , фото-1

Гран-при Формулы-1 словно временное вторжение в жизнь города: гул моторов, поток частных самолетов, нарядные паддоки и толпы богатых гостей. На несколько дней город становится центром мира: толпы болельщиков и фанатов. Многие из них заключают пари на победителей. Специально для прогнозистов подготавливается список бездепозитных бонусов составленных редакцией. 

А потом караван уезжает. В пустых трибунах шуршит мусор, на трассе тишина. И тогда начинается настоящая гонка - гонка за оправдание вложенных средств. Что остается городу после того, как стихает рев моторов? Окупаются ли астрономические суммы, потраченные на организацию, или это лишь дорогостоящее пиршество для избранных, которое оплачивают налогоплательщики?

Цена билета в элитный клуб: во что обходится проведение Гран-при

Суммы, которые города и страны платят за право принять этап «королевских гонок», давно перестали быть просто большими. Они стали баснословными. Право проведения Гран-при - это предмет жестких торгов, где конкурируют не только спортивный интерес, но и геополитические амбиции. Гонорар, который получает Liberty Media, коммерческий промоутер чемпионата, составляет десятки миллионов долларов в год. Это лишь начало.

К этому нужно прибавить стоимость строительства или кардинальной модернизации самой трассы, соответствующей высочайшим стандартам безопасности FIA. Плюс - создание всей сопутствующей инфраструктуры: подъездных путей, парковок, зон для команд, медиа-центра, объектов для гостей. Плюс - затраты на безопасность, логистику, уборку города, масштабную рекламную кампанию. Общий счет легко переваливает за миллиард долларов для новых трасс, построенных с нуля. Даже для городов с действующими автодромами ежегодные организационные расходы исчисляются сотнями миллионов. Первый и самый болезненный вопрос: откуда берутся эти деньги? И чей кошелек в конечном счете становится легче?

Прямые финансовые затраты

  • Гонорар промоутеру Формулы 1 (Liberty Media) за право проведения этапа.
  • Строительство или модернизация трассы до уровня Grade 1 FIA.
  • Ежегодные затраты на организацию самого уик-энда: безопасность, логистика, персонал.
  • Косвенные инвестиции и инфраструктурные издержки:
  • Развитие транспортной сети (дороги, мосты, развязки) вокруг трассы.
  • Модернизация коммуникаций, включая телекоммуникационные сети.
  • Благоустройство прилегающих территорий, создание гостиничной и развлекательной зоны.

Экономический импульс: мифы и реальность «больших цифр»

Организаторы любого Гран-при всегда оперируют впечатляющими макроэкономическими данными. Они говорят о сотнях миллионов долларов прямого вливании в местную экономику за счет работы отелей, ресторанов, такси, услуг. О тысячах созданных временных рабочих мест. О глобальном медиа-эфире, который в течение трех дней демонстрирует всему миру красоты города, работая как беспрецедентная туристическая реклама. И эти цифры часто правдивы. Но картина неполна без анализа двух ключевых аспектов.

  • Во-первых, это проблема «утечки» доходов. Значительная часть денег, потраченных богатыми гостями, командами и спонсорами, не оседает в местной экономике, а уходит международным гостиничным сетям, авиакомпаниям и корпорациям. 
  • Во-вторых, это эффект «вытеснения». Во время Гран-при город настолько переполнен и дорог, что обычные туристы, планирующие визит, часто отменяют поездки. Получается, что один сверхдоходный уик-энд может привести к потерям в другие, более спокойные недели.

Главный экономический аргумент - долгосрочный рост туризма благодаря медиа-воздействию. Сложно измерить, сколько людей, увидевших красивые кадры с вертолета над Монако, Сильверстоуном или новой сверкающей трассой на Ближнем Востоке, впоследствии решают посетить эти места. Это инвестиция в имидж, а ее отдачу невозможно точно посчитать в балансовом отчете.

Конкретное наследие: между «белыми слонами» и общественными благами

Именно здесь кроется принципиальная разница между успехом и провалом. Что конкретно остается городу после гонки? Ответ сильно зависит от изначального замысла.

Есть печальные примеры «белых слонов» - гигантских, дорогих и бесполезных объектов. Трасса, построенная в чистом поле вдали от города, которую 360 дней в году используют лишь для редких корпоративов или велосипедных прогулок, становится символом расточительства. Она требует постоянных затрат на содержание, но не приносит значимой общественной пользы.

Успешные проекты думают о наследии с первого дня. Трасса проектируется как часть большого городского или регионального плана. Например:

  • После Гран-при в Сочи олимпийская и гоночная инфраструктура стала основой для круглогодичного курорта, принимающего спортивные события, фестивали и туристов.
  • Городская трасса в Баку способствовала масштабной реконструкции всего прибрежного променада и исторического центра, что принесло пользу каждому жителю, а не только зрителям гонки.
  • Строительство трасс часто влечет за собой модернизацию дорог, транспортных развязок и общественного транспорта, что улучшает жизнь в городе на десятилетия вперед.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Объявления