В Актау прошли публичные слушания по проекту строительства железнодорожного вокзала на станции «Меловая». К единому мнению собравшиеся прийти не смогли, передает инАктау.
На слушаниях побывал наш корреспондент.
Впервые за долгое время слушания собрали полный зал. По мнению автора статьи и его коллег, которые присутствовали на множестве таких мероприятиях, 90 процентов аудитории - сами сотрудники АО «Каскор-Транссервис», которые пришли в назначенное место за полчаса до мероприятия и свою причастность к организации не скрывали. Разумеется, официально объявлять об этом прессе никто не решился.
Заказчиком проекта железнодорожного вокзала выступает АО «Каскор-Транссервис» совместно с АО «Дойче Бан» («Deutsche Bahn Holding») – немецкая компания, основной железнодорожный оператор).
Как рассказали авторы проекта, расположить вокзал планируется на земельном участке площадью 16 гектар на станции «Меловая» . Туда идет уже проложенная железнодорожная ветка, по которой до 90-х годов производственные поезда развозили рабочих по предприятиям.
Этот участок был выбран потому, что там уже есть необходимая под железнодорожную ветку инфраструктура, все виды коммуникаций, а также место находится в центре города. Так как Актау является едва ли не единственным городом в Казахстане, где нет вокзала в черте города, разработчики проекта считают, что новая транспортная точка позволит привлечь туристов в областной центр, то есть станет необходимым шагом, чтобы развивать Актау как туристическое направление. Также это позволит повысить удобство поездок жителей и гостей города.
Разработчики эскизного проекта обещают наличие противошумных стендов и благоустроенную территорию, а торговые площади и развлекательный комплекс сделает вокзал востребованным для горожан, строительство паркинга и расширение дорог позволит избежать пробок. По их мнению, наличие цивилизованного автовокзала в составе ж/д вокзала позволит упорядочить движение городских автобусов и маршрутов, а в летнее время, когда приезжает много гостей для отдыха, развивать туристическое направление.
У горожан, которые не являются работниками АО «Каскор-Транссервис», возник вопрос – как все это можно будет уместить на маленьком участке земли?
Кроме того, на данном участке земли проходит крупный тепловой узел, рядом и над которым нельзя возводить капитальные строения.
Нургали Махмутов, представитель казахстанского отделения АО «Дойче Бан»:
В ходе обсуждения эскизного проекта сторонники вокзала в черте города озвучили здравую мысль – если областной центр нуждается в вокзале, то почему бы не построить его в стороне новых микрорайонов, например, рядом с автоцоном, а не создавать дополнительную нагрузку на перегруженный центр города. Организаторы слушаний ответили, что прокладка туда ж/д ветки потребует колоссальных затрат. Другие участки также рассматривались, и они требуют строительства ж/д путей протяженностью свыше 30 км и сложных мостовых сооружений, что увеличит стоимость проекта на 50 миллионов долларов США.
Как сообщили сами разработчики эскиза, для реализации проекта будет необходимо выкупить около 300 земельных участков. Это: три землепользователя и 50 владельцев гаражей ГСК «Орбита-2» в 3б микрорайоне, 31 землепользователь и 150-200 владельцев гаражей ГСК «Орбита-2» в 6а микрорайоне. Сколько средств потребуется на выкуп этих участков сложно представить. Да и захотят ли их владельцы расставаться с собственностью, в том числе и с действующим бизнесом? Действительно, насколько рациональны эти затраты?
Разработчики эскиза говорят, что в любом случае, инвестиции требуют окупаемости, но сколько лет будет окупаться ж/д ветка, по которой будут ходить, как они заявляют, всего 12 поездов? Да, торговый центр будет приносить прибыль, но тогда напрашивается вопрос – не легче ли просто построить торговый центр, без ж/д ветки и связанными с ней затратами? Пока представители АО «Каскор-Транссервис» не смогли предоставить подробную экономическую выкладку, но сообщили, что ориентировочная стоимость строительства составит 15 миллиардов тенге.
О перспективности ж/д вокзала как бизнес-проекта, в таком виде, в котором обещают его построить, рассказал бизнесмен города Актау Шадрах Ермекбайулы.
Публичные слушания принесли больше вопросов, чем ответов. Инициаторы строительства ж/д вокзала сообщили, что разработка ТЭО и дизайна проекта начнется в случае одобрения областного акимата.